gips_golova (gips_golova) wrote,
gips_golova
gips_golova

Categories:

Открытый урок.


Помните про конкурс? Вот первый репортаж Ольги Рубцовой.
Оригинал взят у hudojka_i_ja в post 




Месяц назад я набрала небольшую группу  учеников, которым доверила сложное, но благодарное дело - подготовку к портрету.
Как вам известно, мы придерживаемся классической школы рисования, поэтому первой серьезной работой стал у нас рисунок обрубовки. Обрубовка- это гипсовая голова, как бы "вырубленная", то есть не слепленная в полном соответствии с анатомией человека, а сделанная из плоскостей, что добавляет ей определенную сложность, но в то же время, как говорится? "Тяжело в учении, легко в бою!"
Задач, которые решает качественный рисунок этого учебного пособия много, а главное, решать их нужно со всей серьезностью, тут вранье на уровне "я так вижу" совершенно не пройдет, потому как любой зритель заметит любую из ошибок, от портретного НЕсходства, что называется у художников "не попал в характер", до нарушений перспективы.
Я специально зашла сейчас в поисковик, чтобы найти примеры рисунков разных людей. Посмотрите сами: на них изображены совершенно разные люди! Причина проста. Ученики считаются физически готовыми к рисованию человека, если они прошли последовательно курс академического рисунка, начиная с простых натюрмортов и постановок геометрических тел, до гипсовых розеток и капители. Все это было и у нас.



И все-таки мы тоже, несмотря даже на многолетнюю подготовку некоторых учащихся, столкнулись с той же проблемой. Чутье мне подсказывало - еще до задания по компоновке головы в листе, предложить нарисовать эскиз. Иными словами, впервые познакомиться и "пощупать" карандашом. Результат меня огорчил: никто не "нашел" характер обрубовки. Это значило, что можно дать им закомпоновать, и они справятся, они грамотные, дать им знания пропорций по античному канону, и они также положат их на лист, можно рассказать о формообразующих плоскостях, и они, да, они способны выстроить, этому есть подтверждение - рисунки Художки. Но самое главное, что необходимо в портрете, характер, останется "за кадром". А это было бы непозволительным пробелом в учебной программе, поэтому мы договорились еще одно занятие посвятить "прощупыванию", и результаты меня удовлетворили в бОльшей степени, хотя и не вполне. Голова узнавалась, но была у всех разной. Способ изучения мы выбрали стандартный для нашей школы - короткие наброски по моему методу.
Тут я отвлекусь и сделаю небольшое отступление от темы, потому что этот вопрос мне задают, этим интересуются, и отвечать когда-то и где-то нужно. Итак, какую цель ставить перед собой, рисуя наброски. Я, Ольга Рубцова, отвечу, не задумываясь: важнее всего схватить характер. Тут важна ловкость рук, необходимая художнику. Потом анатомия, потом грамотность, и даже конструкция потом, если вы хотите стать художником... Не архитектором, не дизайнером, а рисовальщиком, воплотителем образа, мысли, фантазии... Вам необходимо научиться извлекать из собственного внутреннего мира то самое главное, что вас тревожит, чем хочется делиться. И вот для этого нужны художники. Правда, Мой муж, преподаватель скетчинга, считает иначе. Он ведет наброски с упором на динамику, учит распознавать потоки, пятна, одним словом, работа  эта более интеллектуальная, нежели предлагаю я, и она направлена скорее на развитие логики и пропорционального глазомера. Конечно, можно сочетать два вида набросков, и даже можно найти для себя собственные задачи и делать наброски по-своему, для своей цели, но важно одно - количество переходит в качество, иначе мы рисуем уже не набросок. Тут пахнет уже зарисовкой, эскизом, чем угодно, но не мимолетно схваченным дуновением ветерка...
Итак, мы начали работу с головой именно с набросков. Для нашей Художки это были средние по количеству минут наброски, по 5 минут. Четыре года назад мы начали сокращать время и результат не заставил себя ждать: от одной до трех минут выходят такие вот картинки.
И вот, вчера был третий день с обрубовкой. Я попросила принести натянутые планшеты и была морально готова еще раз подробно рассказать о канонах построения, об особенностях модели, об опорных точках и... отпустить в плаванье... Но ребята мои попросили дать им еще один день на изучение головы. 
Знаете, за что я люблю взрослого ученика? За то, что он умеет быть ответственным. Не нужна палка, не нужно уговаривать и искать подход. Строгость также необходима, но она уходит в критику и в желание не отойти от принципа. А принцип у меня один- пусть учеников будет мало, потому что я много требую, потому что сложно, но они будут иметь максимальный шанс на успех, иными словами -  они  смогут научиться самостоятельно рисовать...
А вот вам картинки с места событий. 

Начало. Психологическая подготовка уже в заточке карандаша. Он должен быть острым, послушным, гибким:). Узнаете ящичек в кадре?:)) Там уже половина наполнена стружкой! Это хороший показатель, это же индикатор труда


Голова ждет. Как и любую натуру, с которой вам предстоит работать, ее надо внимательно продумать, промыслить, прощупать, про... Про нее вам предстоит догадываться:), ведь всем известно, что мы можем видеть только одну сторону луны, а значит, если натура не ребенок, не животное, не вольная птица - пользуйтесь, рисуйте, рисуйте мысленно и по-настоящему, много-много!





В этот раз Саша сел, было рядом с дверью, но скоро перешел на любимое свое место- рядом с учебным шкафом)). Видите, как любопытны акварельные баночки, и наверняка образцы рисунков из книг хотят выпрыгнуть и поглядеть поближе на Сашино творчество... Саша, покажешь?



Не правда ли, уже похож?! Через неделю начнем построение на большом листе. Главная цель достгнута- с головой мы познакомились, хотя, конечно, на "ты" переходить пока рано:)). Учебная обстановка... Все серьезны... На первом рисунке, слева- Елена Николаевна. Она новичок и пока рисует цилиндр. В наших группах возможно решать разные задачи на одном и том же уроке, поскольку подход индивидуальный. Это значит, что мы ждем учеников любого уровня, и они смогут работать на своей стадии обучения рабом с теми, кто немного впереди, в этом я вижу даже како-то стимул расти, развиваться, догонять... 



Кстати, сзади учениц два шкафа, наполненные реквизитом:). О! Это особая моя гордость! Наверное, надо как-нибудь написать историю о том, как я его собирала, как он интересен по тематикам... А вообще, вот на сайте  три фотографии с маааленькой частицей нашей коллекции кувшинов и старинной кухонной утвари:).

Так... Ага, Саша снова перешел к двери и сел рядом с Алсу. Это правильно. Нужно посмотреть с разных сторон на натуру, нужно ее зарисовать по-разному, возможно, так и выйдет сродниться...



Мы работаем пока на маленьком формате, решили не торопиться, а бумаги не жалко, она все стерпит))). Наташа! Рада тебя видеть! 



Как твои дела? ну-ка показывай! Я думаю, тебя многие помнят:)). Приветы, приветы Наташе передавайте! Она молодец у нас).



Ну что же, и тебе можно с планшетом приходить! Будем учиться строить!
И вот что у нас вышло к концу занятия:







По-моему, уже вполне узнаваемый товарищ!

Репортаж с места событий будет продолжен со следующей стадией рисования и со следующими успехами, будьте на связи, пишите, приходите знакомиться и учиться:). И, кстати, присоединиться к группе рисующих голову тоже пока еще не поздно!

P.S. Приношу извинения тем, кто не попал в кадр. Впрочем, вы и не рвались особенно:))


С Ольгой мы не прощаемся. Надеюсь она и дальше нас будет радовать постами про занятия.
Приглашаем к сотрудничеству школы, студии, курсы рисунка. Ждем Ваших предложений. Смелее!  

Tags: академический рисунок, конкурс, наши партнеры, о нас, обрубовка головы по Гудону, фото
Subscribe

promo gips_golova july 24, 2012 17:51 19
Buy for 10 tokens
МОСКВА ARTLAVKA . RU , +7(499)703-12-46 INDIGOO . RU , м. Новослободская, Новослободская 48/2, +7(495)668-03-67 ARTBYTIK . RU , м. Новогиреево, м. Новокосино, Кетчеркая 13, +7(495)981-66-78 КРАСНЫЙ КАРАНДАШ, м. Чистые пруды, Гусятников пер. 13/3 стр.1, +7(495)623-22-03…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments